Перейти к основному содержанию

Газета "ВЫБОРГ"

суббота, 10 февраля, 2024

«Святая крепость» всегда в творческом поиске
268

«Святая крепость» всегда в творческом поиске

Минувший январь стал для коллектива театра драмы и кукол «Святая крепость» очень насыщенным в творческом отношении месяцем. Вскоре после новогодней кампании началась режиссёрская лаборатория, продолжался показ репертуарных работ, шли репетиции нового спектакля «Красавец мужчина» по пьесе Александра Островского в постановке художественного руководителя театра Юрия ЛАБЕЦКОГО. Премьера с успехом прошла на минувшей неделе.    

Это второй опыт работы труппы с творческим наследием великого русского драматурга. Спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» в своё время также был благоприятно принят публикой. В минувшем году отмечалось 200-летие Островского, и спектакль по одной из его пьес (репетиции начались в прошлом году), конечно, своего рода дань уважения драматургу. Свои бессмертные произведения он создавал давно, но классика потому и вечна, что темы и проблемы, исследуемые автором, живы и в наши дни.

– Человеческие страсти, чувства, проблемы во многом те же, – размышляет Юрий Лабецкий. – Конечно, Островский – гениальный автор, как и Достоевский, Чехов. Они мне очень нравятся, говорю с ними на одном языке. Если относиться к ним не как к харизматичным фигурам, думаю, что, например, Чехов мог бы стать моим другом. И Пётр Ильич Чайковский – тоже. Его музыка меня затягивает, пленяет...

Продолжая разговор об Островском, Юрий Евгеньевич напоминает, что наступивший год объявлен в России Годом семьи. А многие пьесы классика так или иначе охватывают семейный быт: разногласия, споры, любовь или её отсутствие и, как следствие, измены и предательство.

Исполнитель главной роли Антон РОДИОНОВ согласен, что его персонажа Аполлона Окоёмова, конечно, не назовёшь положительным героем. Но и представлять его исключительно подлецом и мерзавцем откровенно неинтересно.

– Актёр – адвокат своего персонажа. Почему он стал таким? Возможно, многое исходит из детства, были какие-то комплексы. Но ведь он считает, что поступает правильно, окружающие, конечно, оценивают его поведение по-разному. И только в финале мой герой понимает: что-то где-то было не так.

Заслуженный артист России Евгений НИКИТИН рад снова встретиться с творчеством Островского. Пьеса непростая, диалогов немало, но работалось над материалом легко. Островский, кроме всего прочего, это ещё и замечательный юмор, что не может не нравиться и актёрам, и зрителям. 

– В нашем спектакле женщины клюют на мужскую красоту, возникают интриги, которые кто-то, в том числе мой герой, помогают раскрутить. Занято и старшее, и молодое актёрское поколение. Конечно, молодые артисты не такие, как мы, другое воспитание, другая школа. Но работать с ними интересно. Рад, что сложился хороший актёрский ансамбль, – говорит ветеран труппы.

Премьера – безусловно, праздник, но, как признаётся Юрий Лабецкий, праздник мучительный:.

– Я на всех ору, схожу с ума, это особое психопатическое состояние. Но на самом деле всех люблю. Я сейчас в таком возрасте, что понимаю: люди, которые меня окружают, – мои дети. Перед генеральным прогоном обязательно прошу у всех прощения. А после премьеры все мы, до того переругавшиеся, снова относимся друг к другу с любовью.

Безусловно, так же относятся к своим любимцам и зрители. Аплодисменты, цветы, слова благодарности и признательности сопровождают практически каждый показ, тем более, премьерный. Кстати, спектакль «Красавец мужчина» готовился с расчётом на два состава, а исполнители проходили кастинг. «Жизнь покажет, кто выйдет и на первое место. Шли репетиции, кто-то из актёров сам понимал, что это не его роль», – рассказывает режиссёр. Так что в последующих показах, не исключено, появятся новые исполнители.

Что впереди? Как всегда, планов достаточно. Евгений КУЛИШ готовится к постановке пьесы Евгения Шварца «Тень». В нынешнем году исполняется 225 лет Александру Сергеевичу Пушкину. Безусловно, гений не останется забыт театром. Сам худрук «Святой крепости» рассчитывает воплотить на сцене драму Константина Симонова «Четвёртый». Этот спектакль Юрий Евгеньевич, будучи совсем молодым человеком, видел в БДТ имени Горького в Ленинграде, и работа произвела большое впечатление. Драматургия Симонова сейчас несколько подзабыта, а пьеса «Четвёртый» даже в советский период, в отличие от «Парня из нашего города», «Русского вопроса» или «Так и будет», ставилась не очень часто. Интересный язык, сложная, пронзительная тема (герой проходит через личный суд, вспоминая события военных лет и находясь перед необходимостью принятия решения), в чём-то перекликающаяся с современными реалиями… Несомненно, будет интересно.

Кроме того, сценическое продолжение могут получить два эскиза, показанные в рамках уже упомянутой режиссёрской лаборатории. Из четырёх разработок наибольшее впечатление на экспертов произвели режиссёрские опыты Аделины САПАЕВОЙ по рассказу «Большое сердце» Бориса Лавренёва и Артёма КЛОКОВА, взявшего за основу произведения чешского драматурга Людвика Ашкенази. А в сентябре ожидается традиционный фестиваль «Балтийский кукловорот». Этот творческий смотр неизменно становится ярким событием культурной жизни региона.

Сергей КАРСАКОВ

Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/svyataya-krepost-vsegda-v-tvorchesk...