Перейти к основному содержанию

Газета "ВЫБОРГ"

вторник, 19 сентябрь, 2023

«Дуры мы, дуры» и «Старший сын» откроют сезон в «Святой крепости»
90

Автор фото: Ольга Рогозина/газета "Выборг"

Совсем недавно мы поздравляли художественного руководителя театра «Святая крепость» Юрия ЛАБЕЦКОГО с юбилеем. Ваш корреспондент встретился с режиссером, чтобы узнать, что грядущий, 42-й сезон готовит зрителям.

- Юрий Евгеньевич, вы только что вернулись из Москвы. Какие новости из столицы?

- Был на трёхдневном форуме «Театры малых и средних городов», где собрались директора девяноста российских театров. Обсуждали проблемы, они очень сходные - нехватка финансов. Нас учили, как зарабатывать деньги. Я понял, рецепт один: надо, чтобы зритель ходил в театр. Что я с удовольствием и делаю: 23 сентября открытие сезона, и я приглашаю зрителей посмотреть наши последние премьеры. Это спектакли «Дуры мы, дуры» в постановке приглашенного режиссера Владимира ЗОЛОТАРЯ и «Старший сын» - замечательная история, нежная и трогательная, которую поставил наш актер Евгений КУЛИШ. Конечно, будет и традиционная «Ханума», которая никак не может насытить зрителя, они всё ходят и ходят. На 30 сентября билетов уже почти нет.

Хочу похвастаться: мы на днях вернулись из Лодейного Поля, где проходил областной театральный фестиваль «Великолепная пятерка». Лодейнопольский театр «Апрель» вырос из народного театра, сейчас они получили статус государственного. В их репертуаре тоже есть эта пьеса «Дуры мы, дуры», она идет с большим успехом. Но они пришли посмотреть нас, чтобы сравнить, и мы сорвали аплодисменты. Сказали, что мы показали мастер-класс, это было приятно.

Мне эта ситуация напомнила Таганрог, куда мы привезли лет 9 назад «Трёх сестер» на чеховский фестиваль. У Чехова не так много пьес, и все они известны, а зритель всё равно идет, зал набит. Когда мы вышли со служебного хода, нам ещё устроили овацию. Я говорю, вы же знаете пьесу наизусть. В том и дело, говорят, ваш театр не выбросил ни одного великого чеховского слова. Когда «Три сестры» идут в течение полутора часов без перерыва, это не Чехов, а вот вы – чеховские. Вот такой он, настоящий театральный зритель.

- Когда мы виделись последний раз, вы грозились Островским.

- Да, заканчивается год Островского, и мы знаменуем его окончание еще одной пьесой Александра Николаевича. У нас давно идёт «Правда - хорошо, а счастье лучше», сейчас выпускаем «Красавца мужчину». Пьеса не самая известная и единственная у Островского о дворянском сословии. Названа комедией, хотя финал у неё трагический. У меня тоже такой принцип: я ставлю любую пьесу как комедию, а потом уж как карта ляжет. В русской жизни в основном все приходит к печальному концу и слезам. На мой взгляд, задача театра – те самые очищающие слезы. Зритель должен испытать нравственный, духовный катарсис.

- Когда мы увидим «Красавца мужчину»?

- Техническая премьера «Красавца мужчины» запланирована на 16 декабря. Техническая, потому что мы с художником Мариной СУРОВЕНКОВОЙ задумали большой объем по костюмам и декорациям, чего давно не делали. Мы выбрали стиль ар-деко, который вроде бы не подходит Островскому. Это перья, это шуршание шелков, красивые дамы, мужчины в смокингах. А происходит всё в провинциальном городе Бряхимове. То есть смесь английского с нижегородским. Наши мастерские говорят, не успеем, трудно, много работы. Решили: что успеем сшить, в том и будем играть в декабре. Потом уйдем на новогодние каникулы и после каникул выпустим полноценную премьеру, и два состава сыграют два дня подряд.

Зимой у нас также запланирована режиссерская лаборатория, приглашенные режиссеры создадут эскизы детских спектаклей. Этот формат стал популярным в нашем театре за последние два года

Ближе к весне Евгений Кулиш готовит спектакль по пьесе Евгения Шварца «Тень». А летом мы приглашаем художественного руководителя Оренбургского областного театра кукол Вадима СМИРНОВА, который, кстати, раньше в Нижегородском театральном училище был педагогом нескольких актеров, работающих сейчас в нашем театре. Поскольку следующий год Пушкинский, я предложил ему поставить «Маленькие трагедии». Вадим - нетривиальный режиссер, спектакль будет с куклами и актерами. Если, конечно, он не убедит меня, что надо ставить «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта.

К концу следующего года я хочу осуществить свою давнишнюю мечту и поставить в малом зале спектакль по повести моего любимого Антона Павловича «Каштанка». Это будет спектакль в стиле Резо Габриадзе с крошечными куклами. Поскольку куклы делать очень сложно, мы закладываем целый год на изготовление материальной части спектакля.

- А что касается гастролей?

- До конца года у нас очень насыщенные поездки, восемь городов. В октябре едем в Нижний Новгород и Липецк. А нижегородский театр «Комедiя» приезжает к нам на обменные гастроли. Билеты уже продаются, очень рекомендую. В ноябре мы собираемся на традиционные гастроли в Сочи и Новороссийск, а перед этим заглянем в Краснодар на кукольный фестиваль «Патриот». Туда мы привезем наш спектакль «И на войне была любовь», созданный по песням военных лет с ростовыми куклами. Там есть и Утесов, и Клавдия Шульженко, спектакль и лирический, и смешной, и грустный, и заводной.

Ольга РОГОЗИНА

Ссылка на источник: https://gazetavyborg.ru/news/kultura/dury-my-dury-i-starshiy-syn-otkroyu...