
ЮРИЙ ЛАБЕЦКИЙ И ЧЕХОВ: СКВОЗЬ ГОДА
43-й сезон в театре «Святая крепость» завершается началом работы над пьесой Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Нам захотелось встретиться с режиссером будущего спектакля – заслуженным деятелем искусств России и художественным руководителем театра Юрием Лабецким и задать ему несколько вопросов.
Юрий Евгеньевич, Ваше имя уже так тесно связано с именем Антон Павловича Чехова, что уже практически неразрывно с ним. За эти годы что за отношения сложились у Вас с драматургом?
Отношение моё к Чехову менялось. В смысле укрепления доверия. Потому что, если раньше я считал Антон Палыча приятелем. Так - по-пацански. Он был юморной и любвеобильный, обожаем женщинами. В этом смысле, не хочу сказать, что мы схожи (смеется), но, имею смелость допустить - в характере у меня что-то чеховское есть.
Не говоря о том, что время, в котором жил Антон Павлович, мне по природе ближе. Я немного подзадержался в своем рождении - XIX век мне куда ближе и интереснее.
Со временем, я взрослел и мое отношение к Чехову тоже взрослело. Не могу сказать, что он стал для меня Мэтром, Учителем. Нет. Он также остался человеком с глубочайшим юмором, с пониманием русского человека.
Кроме уважения, наверное, проснулась ещё какая-то любовь. Если раньше были, условно говоря, дружеские похлопывания по плечу. То есть не я его похлопывал, а он меня. А я в ответ тоже, можно сказать, не терялся.
Юрий Евгеньевич, хотелось бы заглянуть в один из самых важных этапов в создании спектакля – распределение ролей. Ведь от него зависит очень многое. Во многом, успех спектакля. Чем Вы руководствуетесь при распределении ролей в новой постановке?
Есть несколько типов подхода к распределению – типажный и на сопротивление. Типажный - когда есть уже выработанный актёром типаж, на основе того, что он уже сделал ранее. И при работе над «Вишнёвым садом» я сначала поддался ему. А потом я понял, что артисты это уже играли.
Откуда берётся типаж? Артист это уже сыграл, и я знаю, что он с этим хорошо справится.
Буквально недавно, по размышлении зрелом, я задумался, а интересно ли актёру снова идти по тому же пути, который он уже прошёл. Собственно говоря, я, как постановщик спектаклей, сам очень не люблю идти по тому же пути.
Для меня каждый новый спектакль – это ужас. Самый страшный ответ, который может прийти в голову в начале работы – я знаю, как это можно поставить. И вот если эта мысль возникает в голове, значит беги – либо из профессии, либо от этого материала (выбирай другой), либо передумывай подходы к решению.
Поскольку, когда «я знаю», это смерть творческая. Как и, наверное, в любой профессии. Тогда нет пути к открытию. А открытия возникают во многих случаях у дилетантов, которые не знают решения.
В решениях творческой проблемы надо искать нетривиальные пути, чтобы удивлять не только зрителя, но и себя в том числе. Без интриги не может быть ни один даже самый драматический или трагедийный спектакль. Она держит внимание зрителя.
И, собственно говоря, и в распределении ролей она, интрига, нужна.
Часто герои Антона Павловича говорят о том, что та самая «счастливая» жизнь наступит через 100 лет, нужно потерпеть… 100 лет прошли, и мы видим, что герои Чехова, по всей видимости, ошибались. Как Вы думаете, Чехов иронизировал или искренне верил в то, что спустя 100 лет жизнь изменится?
Если говорить о Чехове, то кто-то из театроведов считает его родоначальником мирового театра абсурда. Потому что он состыковывает в своих пьесах какие-то вещи вроде бы совсем несовместимые.
В отношении Чехова к своим героям и ирония, и в чем-то насмешка, и любовь. Но там ещё и вера.
Вера, без которой христианин, православный человек не может жить. Как только у человека пропадает вера, всё начинает рушится.
Почему срубили вишнёвый сад? Потому что у Раневской ушла вера.
Вера должна быть у каждого человека. Если он лишен её, он пуст – нет смысла жить такому человеку.
Чехов в чем-то посмеивается, в чем-то сквозит и ирония. Вот это вот «через 100 лет всё будет хорошо». Даже если человек в это не верит, он ставит эту тезу, эту мысль в основу своей жизни, чтобы жить сегодня. Чтобы двигаться.
#РазговорывСвятойКрепости
#СвятаяКрепость #театрСвятаяКрепость
#Юрий Лабецкий